Риски дистанционной торговли для потребителей
10.11.2019В материале, опубликованном на официальном сайте Роспотребнадзора, проанализированы особенности дистанционной торговли и даны советы потребителям относительно того, как обезопасить себя при совершении покупок через интернет. Речь идет о «ловушках», которые могут поджидать покупателей, приобретающих товар дистанционно.
Так, перечислены основные способы расчетов за товары, реализуемые через интернет-магазин: наличными деньгами на дому у покупателя; банковской картой на дому у покупателя; банковской картой через интернет; банковским переводом по реквизитам юрлица или ИП; с использованием электронных кошельков. Также приведены советы потребителям, которые касаются рисков при:
оплате товара наложенным платежом (содержание посылки покупателю покажут на почте только после оплаты и если его что-то не устроит, то товар необходимо будет вернуть продавцу, возместив при этом расходы на пересылку товара обратно, также здесь существует риск не получить деньги за возвращаемый товар);
оформлении покупки через интернет (эксперты рекомендуют перед приобретением товара удостовериться в наличии на сайте информации о реквизитах продавца, включая его наименование, место нахождения, режим работы, ОГРН/ОГРИП);
переводе денег за покупку на банковскую карту конкретного физического лица (следует удостовериться, что чек за оплаченную таким образом покупку поступит на электронную почту покупателя).
Остальные советы посвящены возможности отказа покупателя, совершившего покупку через интернет, и направления претензии, если товар куплен через сайт владельца агрегатора информации о товарах. Так, отказ от товара возможен в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение 7 дней. Если же информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, то покупатель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента его передачи (п. 21 Правил продажи товаров дистанционным способом, утв. постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007г. № 612).
Что касается направления претензии владельцу сайта-агрегатора (сайта, на котором не только размещена информация о товаре, но и происходит выбор и оформление заказа, а деньги за товар поступают на банковский счет такого посредника), то ее можно предъявить в случае предоставления потребителю недостоверной или неполной информации о товаре или продавце, на основании которой потребителем был заключен договор купли продажи с продавцом, либо если товар не передан в срок. Кроме того, Роспотребнадзор предостерегает потребителей от совершения покупок на сайте, который привлекает «самыми низкими» ценами, но предлагает только один способ оплаты товара – безналичный расчет.