Верховный суд об обязанность регионов закупать для своих льготников лекарства, даже не зарегистрированные в РФ
23.09.2019Решение районного суда было мотивировано тем, что ребенок страдает орфанным заболеванием, единственно возможным вариантом лечения которого является назначение ей лекарственного препарата, не зарегистрированного в нашей стране. Спорное лекарство назначено малышке консилиумом врачей ФГБУ «РДКБ» и врачебной комиссией этого же учреждения, затем – консилиумом врачей-специалистов областной детской клинической больницы. Ребенок является инвалидом. Стало быть, у него есть право на бесплатное обеспечение лекарством, в дозе, рекомендуемой медорганизацией, за счет средств бюджета Пензенской области. А отсутствие спорного препарата в перечне ЖНВЛП не может являться основанием для снижения уровня гарантий по сравнению с установленными Программой госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Более того, райсуд обратил свое решение к немедленному исполнению.
Однако областной суд это решение отменил и в иске отказал. Дело в том, что:
- орфанное заболевание, которым больна девочка, хоть и поименовано в Перечне редких (орфанных) заболеваний, опубликованном 7 мая 2014 г. на официальном сайте Минздрава РФ, однако не включено в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденный постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2012 № 403;
- а право на лекарственное обеспечение за счет средств субъекта РФ возникает у тех «орфанников», чей диагноз поименован именно в упомянутом постановлении Правительства РФ № 403. Список же орфанных заболеваний, который размещен на сайте Минздрава РФ, таких правовых последствий не порождает;
- кроме того, спорный препарат не зарегистрирован на территории РФ, а стало быть, не предусмотрен стандартом медпомощи и не входит в перечень ЖНВЛП, отпускаемых населению при амбулаторном лечении по рецептам врачей бесплатно;
- в РФ разрешено применять по жизненным показаниям незарегистрированные лекарства, и даже регламентирован порядок их ввоза в страну, однако закон не предусматривает возможность обеспечения такими лекарственными препаратами детей-инвалидов за счет средств бюджета;
- наконец, областной минздрав запросил мнения Минздрава РФ о возможности обеспечения этой конкретной пациентки препаратом «Церлипоназа альфа» за счет бюджета области. Но Минздрав РФ предпочел отмолчаться.
Верховный Суд РФ, рассмотрев кассационную жалобу мамы ребенка, оставил в силе решение суда первой инстанции. При этом ВС РФ сослался на нормы международного права и международные договоры РФ:
- Всеобщая декларации прав человека, принятая 10 декабрь 1948 Генеральной Ассамблеей ООН, гарантирует каждому человеку право на жизнь. При этом дети имеют право на особую заботу и помощь;
- согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989, государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, и в максимально возможной степени обеспечивают выживание и здоровое развитие ребенка. Государства-участники также признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья, и стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишён своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения;
- государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006, ратифицирована РФ 25 октября 2012) принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка;
- Конституция РФ определяет нашу страну как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, где обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В РФ каждый имеет право на жизнь и право на охрану здоровья и медицинскую помощь, каковая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений;
- областной суд отказал ребенку в обеспечении спорным препаратом на том основании, что его болезнь, хотя, объективно, и орфанная, однако не включена в Перечень орфанных заболеваний, утвержденный Правительством РФ (№ 403). А ведь между тем, инвалидность-то ребенку установлена именно по этому заболеванию!
- более того, на недопустимость отказа орфанным пациентам в лекарственном обеспечении за счет средств региональных бюджетов указано Минздравом РФ в письме от 8 июля 2013 № 21-6/10/2-4878, где разъяснено, что Закон об основах охраны здоровья граждан не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями;
- вследствие этого пациент как ребенок-инвалид согласно постановлению Правительства РФ от 30 июля 1994 № 890 имеет право на обеспечение за счет бюджета области всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе препаратами, не входящими в перечень ЖНВЛП;
- кроме того, спорный препарат был назначен решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации. То есть в данном случае имеется медицинский документ, содержащий назначение лекарственного препарата, выданный медицинскими работниками и являющийся основанием для приобретения этого препарата. Отсутствие рецепта врача не может умалять право ребёнка-инвалида, страдающего редким (орфанным) заболеванием, на бесплатное обеспечение лекарством, назначенным ему решением консилиума врачей по жизненным показаниям;
- наконец, областной суд был неправ, указывая, что спорный препарат не предусмотрен стандартом оказания медпомощи, поскольку в решении консилиума врачей ФГБУ РДКБ указано, что назначение препарата при наличии быстро прогрессирующего характера течения заболевания с вовлечением в процесс центральной нервной системы является единственно возможным вариантом лечения ребенка,
- таким образом, с учетом того, что назначенный консилиумом препарат «Церлипоназа альфа» – единственно возможный вариант лечения девочки, отказ минздрава области в обеспечении ее этим препаратом за счет областного бюджета нарушает ее право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством.