Апелляционное определение ВС РФ от 28 сентября 2016 г. N 18-АПГ16-10

24.07.2019 Выкл. Автор chelpravo

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Борисовой Л.В. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Обухова С.П. на решение Краснодарского краевого суда от 15 сентября 2016 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва Евланова В.Л.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение представителя Обухова С.П. — Сердюкова К.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Избирательной комиссии Краснодарского края Донцова Д.С. и представителя Евланова В.Л. — Колесниковой И.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016 года N 291 на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.
Постановлением Избирательной комиссии по Краснодарскому краю, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии, от 5 августа 2016 года N 194/2834-5 Евланов В.Л., выдвинутый Всероссийской политической партией «Единая Россия», зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу «Краснодарский край — Краснодарский одномандатный избирательный округ N 46».
Обухов С.П., зарегистрированный кандидатом по тому же избирательному округу, обратился в суд с административным иском об отмене регистрации кандидата Евланова В.Л., ссылаясь в обоснование заявленного требования на несоблюдение последним установленных избирательным законодательством ограничений, неоднократное использование дополнительных, не предусмотренных законом преимуществ при проведении агитации, использование своего должностного (служебного) положения.
Решением Краснодарского краевого суда от 15 сентября 2016 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Обухов С.П. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленного требования.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
В соответствии с пунктом 2 части 12 статьи 99 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» регистрация кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения.
В силу части 1 статьи 53 указанного Федерального закона кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности либо находящиеся на государственной или муниципальной службе, кандидаты, являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, — членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, в период избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Согласно части 4 статьи 53 этого же Федерального закона под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается: 1) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению федеральных списков кандидатов, кандидатов и (или) избранию кандидатов; 2) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению федеральных списков кандидатов, кандидатов и (или) избранию кандидатов, в случае, если иным политическим партиям, выдвинувшим федеральные списки кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, иным кандидатам, выдвинутым по одномандатным избирательным округам, не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях; 3) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением перечисленных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда; 4) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению федеральных списков кандидатов, кандидатов и (или) избранию кандидатов. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране; 5) сбор подписей избирателей, ведение предвыборной агитации лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, — членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок; 6) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, ведения предвыборной агитации в случае, если иным политическим партиям, выдвинувшим федеральные списки кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, иным кандидатам, выдвинутым по одномандатным избирательным округам, в этих же целях не будет гарантирован такой доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом; 7) агитационное выступление в период избирательной кампании при проведении массового (публичного) мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий; 8) обнародование в период избирательной кампании в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени кандидата поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.
При этом в соответствии с приведенными выше положениями Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» под использованием преимуществ должностного или служебного положения подпадают не любые действия кандидата в депутаты, а только перечисленные в части 4 статьи 53 данного Федерального закона.
Разрешая административное дело, суд первой инстанции оснований для удовлетворения заявленного Обуховым С.П. требования не нашел, поскольку каких-либо нарушений избирательного законодательства, допущенных кандидатом Евлановым В.Л., не установил.
Судом установлено, что при проведении своей избирательной кампании кандидат Евланов В.Л., являющийся главой города Краснодара, не совершал действий, свидетельствующих об использовании кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения.
Судом были проверены и обоснованно отклонены, как не нашедшие своего подтверждения, доводы административного истца о том, что новостные сюжеты, размещенные на сайте телеканала «Краснодар» и на сайте сетевого издания «Информационный портал Кубань 24», подпадают под признаки агитационных видеоматериалов.
Данных о том, что кандидат Евланов В.Л. является собственником, владельцем либо представителем организаций, осуществлявших выпуск указанных средств массовой информации, материалы дела не содержат.
Нарушений телекомпанией МТРК «Краснодар» требований частей 2, 4 статьи 58 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» не выявлено. Доказательств отказа в доступе кандидату Обухову С.П. к муниципальным средствам массовой информации не представлено.
Исходя из частей 3, 5 статьи 62 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», предвыборная агитация может проводиться: 1) на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях; 2) посредством проведения агитационных публичных мероприятий; 3) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов; 4) другими не запрещенными настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами методами.
Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, вправе самостоятельно определять содержание, формы и методы своей предвыборной агитации, самостоятельно проводить ее, а также привлекать к проведению предвыборной агитации иных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 58 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» политические партии, выдвинувшие федеральные списки кандидатов, кандидаты вправе беспрепятственно выпускать и распространять печатные, аудиовизуальные и иные предвыборные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Все предвыборные агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации.
Судом не установлено нарушений кандидатом Евлановым В.Л. требований законодательства при заключении с АО «Галерея Краснодар» договора аренды части нежилого помещения от 25 августа 2016 года и с ООО «Рекламное агентство Зеркало-К» договора на изготовление оборудования и продукции для мобильных и стационарных общественных приемных от 15 августа 2016 года.
Исследованным судом видеороликам, газетным статьям, снимкам экранов с сайтов, представленным административным истцом, дана надлежащая оценка, в соответствии с требованиями статей 60, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации они не приняты в качестве доказательств, имеющих значение для рассмотрения и разрешения настоящего административного дела, признаны судом не соответствующими требованиям относимости и допустимости.
Доводы административного истца о допущенных Евлановым В.Л. нарушениях в целом носят вероятностный, предположительный характер, поэтому правильно отвергнуты судом первой инстанции.
Поскольку судом не получено бесспорных доказательств в подтверждение факта нарушения кандидатом Евлановым В.Л. норм избирательного законодательства, вывод в решении суда об отсутствии оснований для отмены регистрации названного кандидата является правильным, а решение суда об отказе в удовлетворении заявленного требования — законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального права, норм процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в апелляционной жалобе.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, по существу сводятся к переоценке выводов суда, основаны на неверном толковании норм материального права, а потому не могут служить поводом к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Краснодарского краевого суда от 15 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Обухова С.П. — без удовлетворения.

Социальные сети: Вконтакте Facebook Instagram