По мнению бизнес-омбудсмена, новые КоАП РФ и ПКоАП РФ могут дальше ухудшить ситуацию в малом и среднем бизнесе
11.03.2020С соответствующим письмом Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов обратился к Председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину. Напомним, проект нового КоАП РФ и проект Процессуального КоАП РФ (далее – проект ПКоАП РФ) разработаны Минюстом России. Общественное обсуждение текстов длилось до 27 февраля. Планируется, что в Правительство РФ проекты кодексов внесут в мае, а на рассмотрение Госдумы – в июне.
Борис Титов считает, что в проекте нового КоАП РФ административная ответственность для представителей бизнеса в виде штрафа усилена без экономического на то обоснования. Так, по 27 позициям штрафы для ИП, юрлиц и должностных лиц увеличиваются в несколько раз. Например, штраф для указанных лиц за нарушение санитарно-эпидемиологических требований согласно проекту вырос в 20 раз, а если такие требования нарушены в сфере обучения и отдыха детей – в 70 раз. При нарушении требований промышленной безопасности штраф увеличен в 20 раз, за нарушения в таможенной сфере – в 15 раз. Вместе с тем обращается внимание, что ответственность по большей части нарушений должностных лиц госорганов осталась неизменной или смягчена, а наказание за невнесение информации в Единый реестр проверок, администрируемый прокуратурой, исключено.
Кроме того, в числе недостатков проекта нового КоАП РФ Титов назвал:
-
- увеличение срока давности привлечения к административной ответственности с двух месяцев до одного года и предельного срока проведения административного расследования с одного до двух месяцев, который может быть продлен на срок до шести месяцев;
- исключение максимального срока, на который может быть продлен судом двухмесячный срок для рассмотрения дела об административном правонарушении. Данная норма, по мнению бизнес-омбудсмена, может повлечь затягивание судебного процесса и дополнительные издержки для бизнеса по участию в процессе;
- исключение предупреждения как вида административного наказания по отдельным составам правонарушений;
- отсутствие положения о возможности применения административного запрета деятельности, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить целей административного наказания. Такая норма предусмотрена в ст. 3.12 действующего КоАП.
Что касается положений проекта ПКоАП РФ, бизнес-омбудсмен обращает внимание на увеличение в нем мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении почти в два раза. По его мнению, такие из них, как административное приостановление деятельности, приостановление операций по счетам в банке могут причинить ущерб для бизнеса.
Отмечается, что в проекте ПКоАП РФ нет критериев определения «грубого административного правонарушения», «высокого», «чрезвычайно высокого» риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. В этой связи Борис Титов считает, что принятие ПКоАП РФ в проектируемой редакции может повлечь реальную угрозу инвестиционному климату и развитию в стране малого и среднего бизнеса из-за возможного вольного толкования его норм должностными лицами. Поскольку мнение бизнес-сообщества при подготовке новых кодексов не учитывалось, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей полагает, что тексты проектов нуждаются в серьезной проработке и обсуждении с представителями бизнеса и предпринимательских объединений.