Конституционный суд подтвердил независимость адвокатуры
24.02.2020 Вице-президент Федеральной палаты адвокатов Генри Резник сообщил, что Конституционный суд России подтвердил независимость адвокатуры в одном из своих недавних определений.
До высшей судебной инстанции дошли двое экс-адвокатов, лишенных статуса за нарушения Кодекса адвокатской этики. Один был наказан за некорректные, на взгляд адвокатского сообщества, публикации в Сети. Другой распределял между адвокатами запросы следствия и суда на работу по назначению (когда адвокат предоставляется человеку государством). При этом защитник нарушал установленные адвокатской палатой процедуры и не имел соответствующих полномочий.
В Конституционном суде заявители просили признать несоответствующими Основному закону ряд норм закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», а также положений Кодекса профессиональной этики адвоката и Правил поведения адвокатов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Конституционный суд России, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Вице-президент ФПА РФ, председатель Комиссии Совета ФПА РФ по защите права адвокатов Генри Резник отметил, что позиция Конституционного Суда РФ не могла быть другой. По его словам, КС РФ подтвердил, что адвокатура является независимой неправительственной организацией, выполняющей публично-правовые функции.
«Этика — это сердцевина адвокатской профессии. И эта независимость адвокатуры, о которой напомнил Конституционный Суд РФ, можно считать, закреплена в ст. 15 Конституции РФ, где указано, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью российской правовой системы, — заявил вице-президент ФПА России. — Независимость института адвокатуры — это уже общепризнанный принцип международного права».
Он обратил внимание на важность того, что Конституционный Суд РФ отметил гарантии прав адвокатов, которые подвергаются дисциплинарным санкциям. Гарантии заключаются в том, что все решения органов адвокатского самоуправления подлежат судебному контролю. Кроме того, отметил Генри Резник, статус адвокатуры как независимого института гражданского общества не может подвергаться сомнению.
«Претензии заявителей — это попытка подменить решение внутрикорпоративных вопросов органами адвокатского самоуправления полным государственным контролем. На мой взгляд, так ставить вопрос могут только лица, чужеродные профессии адвоката, — говорит он. — При этом я совершенно не даю оценку конкретным спорам, которые были между адвокатами и органами адвокатского самоуправления их палат. Но использовать расхождение во мнениях для того, чтобы фактически поставить под сомнение базовые основы существования адвокатуры, полагаю, могут только люди, которым эти принципы просто-напросто не близки».