23 ноября 2021 года Госдума приняла во втором чтении проект федерального закона № 1077050-7, направленный на реализацию правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 26 июня 2020 № 30-П. В нем КС РФ указал законодателю на необходимость урегулировать механизм пересмотра на основании постановления КС РФ судебных решений по делам лиц, не являвшихся участниками конституционного судопроизводства. Изложенная в Постановлении № 30-П правовая позиция была сформулирована КС РФ по итогам рассмотрения жалобы семьи, которой судами было отказано в пересмотре судебных постановлений по новым обстоятельствам: судьи со ссылкой на п. 3 ч. 4 ст. 392 Гражданского процессуального кодекса отказались считать новым обстоятельством постановление КС РФ, вынесенное по делу другого лица.
Законопроектом предусмотрено изложение в новой редакции п. 3 ч. 3 ст. 311 Арбитражного процессуального кодекса, п. 3 ч. 4 ст. 392 ГПК и п. 3 ч. 1 ст. 350 КАС РФ.
С учетом проектируемых поправок новым обстоятельством, влекущим пересмотр вступившего в законную силу судебного акта (постановления), будет являться признание постановлением КС РФ не соответствующим Конституции РФ или применение в истолковании, расходящемся с данным КС РФ в постановлении истолкованием, примененного судом / арбитражным судом в судебном акте нормативного акта либо его отдельного положения в связи с обращением заявителя, а в случаях, предусмотренных Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», в связи с обращением иного лица независимо от обращения заявителя в КС РФ.
Как ранее указывалось в пояснительной записке к законопроекту, разработанные поправки позволят судам отменять судебные акты (постановления), вступившие в законную силу. Отмена судебного акта (постановления) будет основанием для прекращения исполнительного производства.
Вместе с тем следует иметь в виду, что при подготовке законопроекта ко второму чтению его текст был существенно скорректирован. Относительно произошедших в содержании законопроекта изменений в заключении Правового управления Госдумы, в частности, отмечается, что «в редакции проекта, подготовленного ко второму чтению, произошло сужение круга лиц, имеющих право обратиться за пересмотром судебного акта по новым основаниям по сравнению с тем, как это определялось проектом в первом чтении и как следует из указанного постановления КС РФ».