Конституционный суд обязал чиновников отвечать гражданам по существу и по закону
14.04.2021Проверка положений КоАП и Арбитражного процессуального кодекса РФ потребовалась после того, как Ольга Яковенко из Воронежской области получила «фактический отказ в возбуждении дела об административном правонарушении» — в виде простого письма. Однако поскольку Кодекс об административных правонарушениях не предусматривает такой формы юридического документа, индивидуальный предприниматель не смогла его обжаловать.
Между тем статья 28.1 КоАП РФ предусматривает, что «в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении выносится мотивированное определение», которое можно обжаловать — в отличие от письма. Поэтому предприниматель попробовала обжаловать отсутствие определения как бездействие Росреестра, но Арбитражный суд счел, что имел место «фактический» отказ. Разъяснить новую формулировку Яковенко попросила КС РФ.
— Введение в юридический оборот такого понятия недопустимо, поскольку подобный акт невозможно обжаловать, что очевидно препятствует гражданину в защите своих прав и охраняемых законом интересов на основе действующего процессуального порядка, — указала предприниматель.
Рассмотрев обстоятельства дела, КС РФ прежде всего напомнил, что смысл, содержание и применение законов в РФ направлены на признание, соблюдение и защиту прав и свобод граждан, что обеспечивается правосудием на основе принципа равенства всех перед законом и судом. А право граждан на судебную защиту предполагает не только само обращение в суд, но и возможность эффективно пользоваться всеми полномочиями участника разбирательства, которые дает ему процессуальное законодательство.
— В процессе осуществления полномочий по определению состава, соотношения и приоритета норм, подлежащих применению в конкретном деле, суды должны следовать такому варианту их интерпретации, при котором исключается ущемление гарантируемых Конституцией РФ прав и свобод, — напомнил КС целый ряд своих решений.
Таким образом, оспоренные нормы полностью соответствуют Конституции, однако дело Ольги Яковенко должно быть пересмотрено.