Проект поправок в закон о выборах Губернатора Челябинской области 2018
05.12.2018Избирком подготовил поправки в закон о выборах губернатора Челябинской области
Избирком Челябинской области внес в Заксобрание региона проект поправок в законодательство, связанное с выборами губернатора. Как сообщил Znak.com председатель областной избирательной комиссии Сергей Обертас, изменения коснутся процедуры выдвижения кандидатов в губернаторы, возможности голосовать не по прописке, а также размера избирательного фонда.
— Мы перелопатили законодательство о выборах, все, что выходило в последние годы, посмотрели практику избирательных кампаний в других регионах и подготовили проект новой редакции закона о выборах губернатора Челябинской области, — рассказал Сергей Обертас. — Документ на 70 страниц уже внесен в Законодательное собрание. В частности, мы предлагаем привести в соответствие с федеральным законом пункты, связанные с «Мобильным избирателем». Это было очень популярно во время выборов президента в марте 2018 года и будет реализовано в 2019 году.
«Мобильный избиратель» — это новшество 2018 года. В отличие от голосования по открепительному удостоверению избирателю, не обязательно являться на участок по месту прописки — заявление о голосовании в другом месте можно подать через МФЦ, портал госуслуг. Эта норма была введена для того, чтобы стимулировать явку, и на президентских выборах это работало. Кроме того, «Мобильный избиратель» помогал повышать явку. Если человек уехал в другой город, но остался прописан на родине и не пришел на выборы, то это статистически понижает явку. Если он открепился, то и общее количество избирателей уменьшается, что дает эффект роста явки.
— Но тогда была задействована совсем другая мотивация, — говорит политтехнолог, работавший во время президентской кампании в Челябинске. — Федеральный центр спускал задания крупным предприятиям, чтобы те мотивировали иногородних открепляться и голосовать по месту жительства или работы. Будут ли такие рычаги воздействия на промышленников во время губернаторской кампании, большой вопрос. Кроме того, такая функция существенно удорожает избирательный процесс, так как УИКи должны начать работу за полтора месяца до выборов. Там должен быть дежурный, который примет заявление от желающего открепиться. Такому человеку надо платить. Плюс к УИКу предъявляется повышенные требования, там должен быть компьютер, интернет, чтобы оперативно передать или получить данные о выбывших или прибывших избирателях. Еще одно слабое место — квалификация сотрудников УИКов и ТИКов. Она не на высоте. По время выборов президента все работало благодаря тотальной мобилизации. Но в кампании уровнем ниже возможны эксцессы исполнителя.
Но главный пакет поправок касается выдвижения на пост губернатора. Сейчас кандидатуры могут выдвигать только партии. По словам Сергея Обертаса, в поправках предлагается разрешить самовыдвижение.
— Желающий выдвинуться на выборы губернатора должен будет собрать подписи в количестве половины процента от числа избирателей, — пояснил председатель облизбиркома. — После этого все кандидаты — и самовыдвиженцы, и от партий — должны будут пройти муниципальный фильтр — собрать подписи от муниципальных депутатов. Его менять мы не планируем. По федеральному закону, регион может установить фильтр от 5 до 10%. У нас среднее значение — 7%.
Интересно, что аналогичный законопроект несколько недель назад начала разрабатывать депутат ЗСО от «Справедливой России» Ольга Мухометьярова. Но в ее варианте муниципальный фильтр предлагается снизить до минимального — 5%. В ближайшее время оба законопроекта будут конкурировать между собой при рассмотрении профильного комитета ЗСО. Ранее экс-сотрудник облизбиркома Александр Лебедев уже заявлял, что в случае принятия поправок о самовыдвижении он намерен баллотироваться на пост губернатора Челябинской области.
Считается, что законодательное закрепление самовыдвижения делается под нынешнего губернатора Бориса Дубровского, который пока остается беспартийным.
Сейчас выдвижение от «Единой России» никаких электоральных очков кандидату не даст — партия потеряла свой рейтинг после пенсионной реформы и событий на выборах в Хакасии и на Дальнем Востоке. И, по мнению политологов, пометка, что кандидат идет от «Единой России», станет дополнительным стимулом голосовать против него. Других мотивов для введения самовыдвижения, по мнению экспертов, просто нет, так как параметры муниципального фильтра таковы, что до участия в выборах пройдут только согласованные федеральным центром кандидаты.
— Муниципальный фильтр не проходим в принципе, — говорит наш собеседник-политтехнолог. — Да, есть территории, где сильна оппозиция, где неуправляемые депутаты от «Единой России». Но подписи нужно получить от депутатов из большинства муниципалитетов. А они все-таки подконтрольны региональному партийному руководству ЕР, а то, в свою очередь, сделает все, что скажут в Москве.
Еще одно новшество, подготовленное облизбиркомом, — это увеличение предельного размера избирательного фонда с 15 до 150 млн рублей.
— Мы проанализировали нормы в 16 регионах страны и взяли среднее значение, — рассказал Сергей Обертас. — Есть субъекты, где фонды могут быть и до 250 миллионов.
При этом политтехнологи считают, что даже 150 млн рублей мало для полноценной избирательной кампании: в каждой территории должен быть свой технолог, нужна полевая структура, которая будет разносить агитматериалы, много денег уходит на печать и доставку полиграфии.
Как ранее сообщал Znak.com, губернатор Челябинской области Борис Дубровский в сентябре 2018 года заявил о желании баллотироваться на новый срок. На днях появились слухи, что он может вступить в «Единую Россию» во время декабрьского всероссийского съезда партии. Однако в окружении Дубровского эту информацию комментировать не стали.