28 мая вступят в силу новые правила ОМС. Менять полисы не нужно!
23.05.2019Ими предусмотрено введение на территории РФ полисов единого образца (бумажных или электронных). Однако необходимости в замене выданного ранее полиса ОМС Правила не устанавливают. Более того – если технически возможно однозначно идентифицировать застрахованное лицо в едином регистре застрахованных лиц – то вместо полиса ОМС можно предъявлять паспорт (приказ Минздрава России от 28 февраля 2019 г. № 108н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования»).
Новые Правила предусматривают, в целом, более тщательный контроль за соблюдением прав застрахованных, а также плотное электронное взаимодействие территориального фонда ОМС, страховых организаций и лечебных учреждений:
- поликлиники ежегодно до 31 января сообщают в ТФОМС (через портал) пул сведений (количество прикрепившихся, количество под диспансерным наблюдением, планы-графики профосмотров/диспансеризации с поквартальной/помесячной разбивкой в разрезе терапевтических участков; графики работы);
- поликлиники ежедневно по рабочим дням до 9 утра отчитываются (через портал ТФОМС) о застрахованных, прошедших медосмотр, а также о диспансеризующихся (начавших, окончивших первый или второй этап, направленных на второй этап);
- медорганизации, страховая медицинская организация (СМО) и ТФОМС ежедневно обмениваются данными в электронной форме на портале ТФОМС: стационары до 9 утра обновляют сведения о выполнении объемов медпомощи, свободных койках на сегодня и ближайшие 10 дней, о принятых и непринятых вчера пациентах; поликлиники до 9 утра обновляют сведения о выданных вчера направлениях в стационар; медорганизации, оказывающие специализированную, в т. ч. высокотехнологичную, медицинскую помощь, размещают сведения о пациентах, которым медики национальных медицинских исследовательских центров (НМИЦ) вчера провели телемедицинскую консультацию, причем СМО обязана проконтролировать, чтобы полученные от врачей НМИЦ рекомендации были исполнены, и проводит очную медико-экономическую экспертизу в течение двух ближайших рабочих дней;
- независимо от указанного взаимодействия, СМО ежедневно не позднее 10 утра сообщает каждому «своему» стационару о пациентах, направленных в эти стационары накануне, и также ежедневно не позднее 10 утра сообщает всем «своим» медорганизациям о количестве свободных коек в разрезе профилей/отделений, о тех пациентах, у которых сорвалась госпитализация;
- СМО на основе сведений с портала ТФОМС в течение рабочего дня проверяет – правильно ли направили пациентов в профильные медорганизации. Если госпитализировали не вовремя, не по профилю или не на нужный уровень, СМО должна пожаловаться главврачу медорганизации-нарушителя и в региональный минздрав, а при необходимости – принять меры и перевести пациента куда следует;
- страховые представители СМО заняты большим кругом обязанностей – работают с жалобами граждан, организуют экспертизу качества медицинской помощи, информируют и сопровождают их при оказании им медпомощи, зовут на диспансеризацию, контролируют ее прохождение, формируют списки «на диспансеризацию» и списки тех, кто попал под диспансерное наблюдение;
- пациенты могут посмотреть, когда и какие медуслуги им были оказаны, и сколько это стоило: в личном кабинете на портале госуслуг или на сайте ТФОМС, но все равно после авторизации в ЕСИА;
- для онкологических пациентов СМО обязана создать (на портале ТФОМС) индивидуальную историю страховых случаев (на основе реестров-счетов) на всех этапах оказания медпомощи, от подозрения на онкологическое заболевание и до его лечения.
Отметим, что теперь Правила ОМС прямо возлагают на СМО обязанность осуществлять досудебную защиту прав застрахованного лица. При его обращении с жалобой на некачественную медпомощь или взимание платы за услуги в рамках программы ОМС, СМО регистрирует письменное обращение, проводит медико-экономическую экспертизу и экспертизу качества медицинской помощи.