Сроки вступления в силу нормативных актов, вносящих изменения в Налоговый кодекс, могут быть изменены
08.10.2019В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий поправки в налоговое законодательство в части определения сроков вступления в силу нормативных актов, вносящих изменения в Налоговый кодекс. Речь идет о федеральных законах, вносящих изменения в части установления новых налогов и сборов, а также актах законодательства субъектов РФ и нормативных правовых актах представительных органов муниципальных образований, вводящих налоги.
Законодатель предлагает ввести для них запрет на рассмотрение Госдумой в первом, втором или третьем чтении в период с 1 сентября до 31 декабря соответствующего года. В настоящее время установлено, что такие акты вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, в настоящее время некоторые такие акты вносятся, рассматриваются Госдумой и Советом Федерации РФ, подписываются Президентом РФ в течение текущего года их внесения, в том числе в его второй половине, а также в последний квартал календарного года. А значит, в случае их рассмотрения и принятия во второй половине или в конце соответствующего календарного года, у субъектов, чьи права затрагиваются указанными законодательными актами, остается мало времени для адаптации к новым, более жестким правилам налогообложения.
Так, для физлиц и юрлиц такие изменения зачастую становятся непредвиденными обстоятельствами, дисбалансирующими их хозяйственную деятельность либо бытовой распорядок. Для организаций госсектора такие изменения могут привести к существенным затруднениям для объективного бюджетного планирования из-за небольших сроков их рассмотрения и необходимости оперативной корректировки бюджетных показателей.
Также, по мнению законодателя, короткие сроки рассмотрения и принятия вышеуказанных нормативных актов приводят к затруднениям в проведении широкой общественной дискуссии с привлечением всех заинтересованных субъектов в целях наделения их возможностью донесения своей позиции до уполномоченных государственных органах. Это негативно отражается на оценке регулирующего воздействия принимаемых законодательных актов.