Минтруд России: Какие отпуска имеют право взять выборные должностные лица местного самоуправления?
03.09.2019Минтруд России дал разъяснения по вопросу о предоставлении выборным должностным лицам местного самоуправления дополнительных отпусков за ненормированный рабочий день и за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (письмо Минтруда России от 29 апреля 2019 г. № 18-1/10/ФС-638).
Проблема заключается в том, что выборное должностное лицо местного самоуправления относится к лицам, замещающим муниципальные должности (ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Муниципальными служащими такие лица не являются (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»). Соответственно, законодательством о муниципальной службе их деятельность не регулируется. Вопрос же о том, распространяется ли на них законодательство трудовое, является спорным. Такая же проблема имеет место и с лицами, замещающими государственные должности.
Существует точка зрения о том, что отношения, возникающие в связи с исполнением лицом полномочий по муниципальной или государственной должности, не могут считаться трудовыми. В частности, такие разъяснения приводит Госдума. В них имеются и комментарии законодательного органа относительно предоставления лицам, замещающим муниципальные должности, отпусков без сохранения заработной платы и дополнительных отпусков. Отмечается, что, хотя отдельные институты трудового права и применяются в отношении таких лиц, применение носит характер аналогии, не позволяющей использовать таким образом и другие нормы безотносительно к их правовому содержанию. В частности, предоставление указанных видов отпусков Госдума считаем невозможным.
Однако по вопросу о статусе лиц, занимающих муниципальные и государственные должности, существует и иная точка зрения. Она базируется на норме ст. 11 Трудового кодекса, в которой приводятся категории лиц, на которых не распространяется трудовое законодательство. Лица, занимающие муниципальные и государственные должности, там не упомянуты, и это трактуется многими специалистами как основание полагать, что исполнение полномочий такими гражданами является трудовой деятельностью и регулируется трудовым законодательством. В частности, такая позиция выражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11 июля 2012 г. № 42-АПГ12-2 и определении ВС РФ от 12 октября 2011 г. № 1-Г11-20. Аналогичные выводы следуют и из письма ФНС России от 9 ноября 2017 г. № ГД-4-11/22746@.
Примечательно, что именно такой точки зрения ранее придерживался и Минтруд России в письме от 3 декабря 2015 г. № 18-1/10/ФС-1174. Однако, как видно, теперь в ведомстве изменили подход. В своих новых разъяснениях чиновники указывают, что положения ТК РФ не распространяются на выборных должностных лиц местного самоуправления. Таким образом, порядок, а также продолжительность предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков за ненормированный служебный день и осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях законодательством Российской Федерации не урегулирован. Вместе с тем в письме отмечается, что указанные гарантии могут быть предусмотрены уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ.