Конституционный суд утвердил Обзор практики за 2020 год
04.02.2021Конституционный Суд Российской Федерации подготовил Обзор принятых в 2020 году решений, которые могут оказать воздействие на правоприменительную практику. В него вошло 66 постановлений и определений. Правовые позиции КС РФ приняты по жалобам, запросам, из которых: 25 касаются конституционных основ публичного права, 10 – конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты, 17 – конституционных основ частного права и 14 – конституционных основ уголовной юстиции.
Так, Суд высказался по вопросу о доступе к информации лица, указанного в информированном добровольном согласии пациента на медицинское вмешательство, о состоянии здоровья умершего, в том числе к его медицинской документации, КС РФ признал оспоренные положения закона не соответствующими Конституции Российской Федерации, поскольку они не позволяет определить условия и порядок доступа к медицинской документации умершего пациента его супруга (супруги), близких родственников (членов семьи) и (или) иных лиц, указанных в добровольном согласии на медицинское вмешательство. Законодателю до внесения соответствующих поправок надлежит по требованию вышеуказанных лиц предоставлять им для ознакомления медицинские документы (в том числе в электронном виде) умершего пациента с возможностью снятия копий (фотокопий). При этом отказ в таком доступе может быть признан допустимым если при жизни пациент выразил запрет на раскрытие сведений о себе, составляющих врачебную тайну (постановление КС РФ от 13 января 2020 года № 1-П).
Предметом рассмотрения КС РФ стали положения ч. 3.2 – ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП, поскольку их буквальное толкование допускает снижение штрафа юрлицу только в случае, если он установлен в «федеральном» КоАП РФ, что исключает применение ч. 3.2 и ч. 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении юрлицам наказания в соответствии с региональными законами. В связи с чем оспоренные нормы признаны неконституционными в той мере, в какой исключают возможность назначения юрлицу административного штрафа за совершение административных правонарушений, предусмотренных законами субъектов РФ (постановление КС РФ от 7 апреля 2020 года № 15-П).
Положения п. 1 ч. 1 ст. 61 и ч. 5 ст. 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» КС РФ признал не противоречащими Конституции РФ поскольку по своему конституционно-правовому смыслу эти нормы предполагают обязанность органов государственной власти субъектов РФ обеспечить гарантии по продолжению обучения по общеобразовательным программам среднего общего образования для школьников, не прошедших индивидуальный отбор в профильные классы, в том числе в других территориально доступных школах региона, а также необходимость заблаговременного информирования родителей и обучающихся о предстоящем индивидуальном отборе (постановление КС РФ от 23 июля 2020 года № 39-П).
В постановлении от 14 апреля 2020 года № 17-П КС РФ признал неконституционными ч. 4 ст. 3.7 и ч. 1 ст. 30.12 КоАП РФ. Законодателю предписано внести соответствующие изменения, предусматривающие право собственника имущества обжаловать постановление по делу об административном правонарушении в области таможенного дела, вынесенное в отношении лица, не являющегося собственником такого имущества, в части конфискации имущества, в случае, когда товар или ТС законно перемещены через таможенную границу ЕАЭС и находятся на его таможенной территории.
Проверяя на соответствие Конституции РФ п. 2 ч. 3 ст. 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» КС РФ пришел к выводу о ее неконституционности, поскольку данная норма позволяет включать в реестр недобросовестных поставщиков информацию об учредителях юрлица (АО) – физлицах, которые не являются его участниками (акционерами) к моменту заключения и исполнения этим юрлицом контракта в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, лишая тем самым таких учредителей права на защиту своих законных интересов, в том числе деловой репутации (постановление КС РФ от 9 апреля 2020 года № 16-П).
Также ранее были опубликованы Обзоры решений КС РФ, принятых в III и IV кварталах 2020 года.