Конституционный суд: органы власти не должны отказывать в проведении публичных мероприятий, немотивированно ссылаясь на неопределенность форм и методов обеспечения порядка
18.06.2019К такому выводу сегодня пришел Конституционный Суд Российской Федерации, оценивая конституционность п. 5 ч. 4 ст. 5 и п. 6 ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Об этом сообщается на официальном сайте Суда.
Суть дела состоит в том, что общественный активист запланировал проведение митинга и демонстрации, о чем заблаговременно уведомил городскую администрацию. Однако последняя вернула уведомления без рассмотрения как не соответствующие требованиям законодательства о публичных мероприятиях в части отсутствия в них форм и методов обеспечения общественного порядка и организации медпомощи (хотя в уведомлениях предполагалось информирование участников митинга о телефонных номерах полиции и скорой помощи). Суды встали на сторону органа местного самоуправления.
Однако КС РФ не согласился с доводами судов, отметив, что предпринимаемые органами публичной власти меры по обеспечению права на свободу мирных собраний не должны приводить к чрезмерному госконтролю в отношении их организаторов и необоснованному ограничению свободного проведения публичных мероприятий. «Указание в уведомлении о проведении публичного мероприятия форм и методов обеспечения порядка, не отвечающих, по мнению уполномоченного исполнительного органа власти, требованиям оспариваемого Закона, ни при каких обстоятельствах не может освобождать соответствующий орган от рассмотрения поданного уведомления», – подчеркнул Суд. По его мнению, в данном случае органы власти обязаны направить организатору мотивированные предложения об изменении (дополнении, уточнении) указанных форм и методов, и в случае их принятия – не препятствовать проведению публичного мероприятия.
Также Суд указал на возможность обращения организатора публичного мероприятия в суд при недостижении согласия между ним и региональным или муниципальным органом власти по поводу форм и методов обеспечения порядка и организации медпомощи.