Иностранные компании должны иметь возможность обжаловать конфискацию их имущества в России (Конституционный суд)
22.10.2020Предметом рассмотрения КС РФ стал вопрос о конституционности ч. 4 ст. 3.7 и ч. 1 ст. 30.12 КоАП (Постановление Конституционного Суда РФ от 15 октября 2020 г. № 41-П).
Проверить указанные законоположения просила иностранная компания. Ранее она передала свое буксирное судно по договору бербоут-чартера российскому ООО, которое ввезло буксир на таможенную территорию ЕАЭС в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза, а затем без разрешения таможенного органа передало буксир по договору тайм-чартера другому юрлицу. В результате на ООО был наложен штраф по ст. 16.21 КоАП РФ («Незаконные пользование товарами, их приобретение, хранение либо транспортировка»), а буксир был конфискован. Иностранная компания подала жалобу в Ростовский областной суд, указав, что дополнительное наказание в виде конфискации принадлежащего ей судна несоразмерно характеру и последствиям совершенного административного правонарушения. Однако суд прекратил производство по жалобе в связи с тем, что компания не относится к лицам, которые вправе обжаловать данное решение. Тогда иностранная компания обратилась в КС РФ, указывая, что нормы КоАП РФ, не позволяющие собственнику имущества, конфискованного на основании вынесенного в отношении другого лица постановления по делу об АП, обжаловать это постановление, противоречат Конституции РФ.
Рассмотрев жалобу заявителя, Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что ч. 4 ст. 3.7 и ч. 1 ст. 30.12 КоАП РФ, действительно, несоразмерно ограничивают право на судебную защиту и обеспечиваемое им право собственности. Поэтому КС РФ признал их не соответствующими Конституции в той мере, в какой они, допуская по делам об АП в области таможенного дела конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения — товаров и (или) транспортных средств у лиц, не являющихся собственниками соответствующего имущества, не предусматривают права собственника обжаловать постановление по делу об АП в части конфискации в случае, когда товар или транспортное средство законно перемещены через таможенную границу и находятся на таможенной территории ЕАЭС, где таможенные органы и суды РФ имеют эффективные средства контроля и законного принуждения, в том числе процессуального, при достоверно известном составе участников таможенных и связанных с ними правоотношений, включая собственника имущества, который не уклоняется от осуществления своих прав и обязанностей под российской юрисдикцией.