Вопросы призыва при мобилизации и уход за инвалидами
22.09.202221 сентября 2022 года, Президентом РФ был подписан Указ «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации».
Вопросы, касающиеся мобилизации регулируются ФЗ №31 от 26.02.1997 “О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации” и иными нормативными актами.
Согласно ст. 1 Федерального закона «Основные понятия»:
- Под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» специальных формирований (далее — специальные формирования) к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.
- Под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.
Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной.
Мобилизации определяется в соответствии с:
Вышеуказанным Федеральным законом;
Нормативными правовыми актами Президента РФ;
Нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указ Президента не содержит конкретный перечень лиц, которые будут призваны на военную службу в рамках частичной мобилизации и перечень лиц, которые будут освобождены от военной службы в рамках частичной мобилизации.
Поэтому обращаемся к Федеральному законодательству.
Статья 10. ФЗ «Обязанности граждан»
- Граждане обязаны:
1) являться по вызову военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, для определения своего предназначения в период мобилизации и в военное время;
2) выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас;
3) предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации в военное время в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
- Граждане в период мобилизации и в военное время привлекаются к выполнению работ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также зачисляются в специальные формирования в установленном порядке.
- Граждане за неисполнение своих обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 17 ФЗ «Призыв граждан на военную службу по мобилизации»
- Призыв граждан на военную службу по мобилизации проводится в соответствии с федеральными законами.
- Призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.
- Граждане, пребывающие в запасе и не призванные на военную службу по мобилизации, могут направляться для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.
- Призыву на военную службу по мобилизации не подлежат граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления.
- Военнослужащие при объявлении мобилизации продолжают проходить военную службу. Военнослужащие женского пола, которые имеют одного ребенка и более в возрасте до 16 лет или срок беременности которых составляет не менее 22 недель, имеют право на досрочное увольнение с военной службы.
Согласно ст. 18 ФЗ «Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации»
- Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам:
1) забронированным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
2) признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья — на срок до шести месяцев;
3) занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы в постороннем постоянном уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами I группы, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
3.1) являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата и (или) несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
4) имеющим на иждивении четырех и более детей в возрасте до 16 лет или имеющим на иждивении и воспитывающим без матери одного ребенка и более в возрасте до 16 лет (гражданам женского пола, имеющим одного ребенка и более в возрасте до 16 лет, а также в случае беременности, срок которой составляет не менее 22 недель);
4.1) имеющим жену, срок беременности которой составляет не менее 22 недель, и имеющим на иждивении трех детей в возрасте до 16 лет;
5) матери которых кроме них имеют четырех и более детей в возрасте до восьми лет и воспитывают их без мужа;
6) членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы.
- Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации кроме граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, предоставляется другим гражданам или отдельным категориям граждан, которым дано такое право указом Президента Российской Федерации.
Согласно ст. 21. ФЗ «Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации»
- При объявлении мобилизации граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться на сборные пункты в сроки, указанные в мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас.
- Гражданам, состоящим на воинском учете, с момента объявления мобилизации воспрещается выезд с места жительства без разрешения военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас.
В соответствии со ст.7 ФЗ от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О воинской обязанности и военной службе». Ответственность граждан и должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона:
- В случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата при условии документального подтверждения причины неявки являются:
заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.
- Врачи-специалисты, участвующие в медицинском освидетельствовании, медицинском обследовании и медицинском осмотре граждан, члены призывных комиссий, должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, способствующие своими действиями уклонению граждан от исполнения воинской обязанности либо незаконному призыву граждан на военную службу, а также препятствующие исполнению гражданами воинской обязанности или не исполняющие обязанности, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 21.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ
«Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету»
Неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до трех тысяч рублей.
Могут ли призвать на службу инвалида 3 группы?
В перечне лиц, которые имеют право на отсрочку от призыва на военную службу не указаны граждане с инвалидностью, то есть сам факт установления гражданину инвалидности любой группы не означает, что он автоматически освобождается от призыва на службу.
Постановление Правительства от 4.07.2013 №565 “Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе” содержит категории годности к военной службе.
По результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям:
А — годен к военной службе;
Б — годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В — ограниченно годен к военной службе;
Г — временно не годен к военной службе;
Д — не годен к военной службе.
При первоначальной постановке гражданина на воинский учет или призыве на военную службу заключение о временной негодности к военной службе выносится на срок до 12 месяцев.
Гражданам, признанным годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями, при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу в целях распределения по видам и родам войск Вооруженных Сил, другим войскам, воинским формированиям и органам в соответствии с графой I раздела II «Расписание болезней» приложения N 1 к настоящему Положению (далее — расписание болезней) и таблицей 1 приложения N 1 к настоящему Положению определяются показатели предназначения для прохождения военной службы.
Медицинский осмотр и контрольное освидетельствование осуществляются врачами-специалистами, включенными в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации: врачом-хирургом, врачом-терапевтом, врачом-неврологом, врачом-психиатром, врачом-офтальмологом, врачом-оториноларингологом, врачом-стоматологом, врачом-дерматовенерологом и при необходимости — врачами других специальностей.
Если в рамках военно-врачебной комиссии будет определено, что заболевание или увечье инвалида 3 группы не мешает ему быть призванным к военной службе и будет присвоена категория А, Б, В – то гражданин может быть призван на военную службу. Категория Г, в свою очередь, согласно ст. 18 ФЗ №31 дает право на отсрочку на срок до 6 месяцев.
Согласно п. 26. указанного выше Постановления Правительства: Обследование граждан, не проходящих военную службу (приравненную службу) и поступающих на военную службу (приравненную службу) по контракту, граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв, осуществляется в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения в амбулаторных или стационарных условиях по направлению военных комиссариатов муниципальных образований (кадровых подразделений или военно-врачебных комиссий соответствующих федеральных органов исполнительной власти).
До начала освидетельствования указанные граждане проходят в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования:
флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм) или результатов флюорографического (рентгенологического) обследования на цифровых носителях;
общий (клинический) анализ крови;
общий анализ мочи;
электрокардиография в покое и с физическими упражнениями;
исследование биологических жидкостей организма человека на основные группы наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов (опиаты, каннабиноиды, амфетамины, кокаин, барбитураты, метадон, фенциклидин) (далее — исследование на наркотические средства);
исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита «B» и «C», серологические реакции на сифилис.
Гражданам старше 40 лет, поступающим в мобилизационный людской резерв, проводятся исследование уровня глюкозы крови, измерение внутриглазного давления, электрокардиография с физическими упражнениями.
Призовут ли если в семье есть ребенок-инвалид?
Что касается наличия детей в семье, то в законе сказано лишь, что не подлежат мобилизации мужчины, имеющие на иждивении четырех и более детей в возрасте до 16 лет или имеющим на иждивении и воспитывающим без матери одного ребенка и более в возрасте до 16 лет.
Безусловно, дети с инвалидностью, особенно дети с тяжелыми видами инвалидности, требуют намного больше внимания и участия со стороны обоих родителей. Маме сложно ухаживать за ребенком с тяжелой инвалидностью, иногда сложно помыть, выйти на прогулку одной и т.д. Но в законе про наличие детей-инвалидов в семье ни слова нет. Если обратиться к другому пункту указанной выше нормы, то можно сделать вывод, что если семья полная, то несмотря на то что в семье есть ребенок-инвалид глава семейства подлежит мобилизации, поскольку у ребенка-инвалида есть второй родитель, обязанный по закону его содержать.
Как подтвердить, что осуществляешь уход за нуждающимся родственником?
Подтвердить уход за нуждающимся родственником можно несколькими способами:
Во-первых, можно предоставить справку из ПФР, подтверждающую, что вы являетесь ЛОУ (лицом осуществляющим уход) за инвалидом.
Во-вторых, в случае, если осуществляется уход без оформления ЛОУ, то получить справку об уходе в ПФР или социальной защите будет невозможно. Но! Доказать уход можно, предоставив в военкомат документы инвалида (справку МСЭ, ИПРА) где будет указано, что он нуждается в постоянном уходе. Кроме документов инвалида необходимо также предоставить справку с места жительства о составе семьи, чтобы доказать постоянное проживание с инвалидом и факт того, что нет других совершеннолетних, дееспособных близких родственников, которые обязаны по закону содержать указанных граждан и могут осуществлять уход.
В случае, если у инвалида есть другой родственник обязанный по закону его содержать (родитель, совершеннолетний ребенок), необходимо доказать, что он не может его осуществлять по объективным причинам, например: он проживает в другом городе на большом расстоянии, у него есть инвалидность, он находится под опекой, у него на попечительстве есть дети, а также дети-инвалиды.
За разъяснением вышеуказанных вопросов рекомендуем обратиться в отделение ПФР по месту жительства или на горячие линии помощи призывникам (например, позвонив на номер 112).