Верховный Суд РФ подготовил Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории России новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3.
18.02.2021
По вопросу применения положений об аренде в период применения ограничительных мер в связи с пандемией коронавируса ВС РФ пояснил, что размер арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, заключенным до принятия в 2020 году органом госвласти субъекта РФ решения о введении режима повышенной готовности или ЧС, может изменяться по соглашению сторон в любое время в течение 2020 года (ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», далее – Закон № 98-ФЗ). При этом заключение арендатором и арендодателем такого соглашения или изменение договора аренды на основании решения суда не лишают арендатора права на предоставление ему отсрочки в соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона № 98-ФЗ, в том числе за периоды, предшествовавшие заключению соглашения о снижении арендной платы или вступления в силу соответствующего решения суда.
Относительно предоставления специальной социальной выплаты работникам медорганизаций ВС РФ, основываясь на подп. «б» п. 2 постановления Правительства РФ от 30 октября 2020 г. № 1762, отметил, что помимо медицинских и иных работников медицинских и иных организаций, оказывающих медпомощь (участвующих в оказании медицинской помощи, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, право на получение такой выплаты имеют медицинские работники, которые непосредственно оказанием медицинской помощи больным COVID-19 не занимаются, но при выполнении должностных обязанностей контактируют с пациентами с таким диагнозом.
На вопрос о распространении моратория на начисление неустоек за несвоевременное или неполное внесение платы по ЖКУ, установленного постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 424, на собственников и пользователей нежилых помещений в МКД Суд дал пояснение, что понятие платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлено Жилищным кодексом РФ, а в соответствии со ст. 153 – ст. 154 ЖК РФ равным образом применимо и к собственникам и пользователям нежилых помещений в МКД.
Отдельно разъяснены вопросы, связанные с применением Положения об особенностях на 2020 и 2021 годы исполнения и расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного по 31 марта 2020 года включительно, утв. постановлением Правительства РФ от 20 июля 2020 г. № 1073. В частности, указано, что соблюдение досудебного порядка возврата уплаченных по договору о реализации туристского продукта денежных средств, если поездка не состоялась в связи с распространением коронавируса, не является обязательным. Также поясняется, как правильно применять норму о признании заказчика туристской услуги находящимся в трудной жизненной ситуации для возврата ему в течение 90 дней, но до конца 2021 года уплаченных денег за несостоявшийся тур, а также норму о возрасте заказчика 65 лет, по достижении которого такая сумма также может быть возвращена в указанный срок.
Даны разъяснения по вопросам о возврате уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных ЧС, введении режима повышенной готовности или ЧС на территории РФ либо ее части. Например, ВС РФ констатировал, что реализация перевозчиком права отказа от исполнения договора воздушной перевозки и возврата пассажиру провозной платы в связи с данным постановлением Правительства РФ не свидетельствует о нарушении прав пассажира, поэтому на перевозчика не может быть возложена ответственность в виде уплаты неустойки, компенсации морального вреда и штрафа (постановление Правительства РФ от 6 июля 2020 г. № 991).
Суд напомнил, что Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на граждан возлагаются обязанности выполнять требования санитарного законодательства, постановлений главных государственных санитарных врачей о госпитализации или об изоляции больных опасными инфекционными заболеваниями и граждан, находившихся в контакте с ними. Если гражданин, инфицированный COVID-19 или контактировавший с таким лицом и обязанный соблюдать ограничения, умышленно их не выполняет, то в случае наступления общественно опасных последствий, указанных в ч. 1– ч. 3 ст. 236 УК РФ, он несет уголовную ответственность по данной статье, в том числе при создании реальной угрозы наступления последствий в виде массового заболевания людей.
Также даны иные разъяснения по вопросам применения налогового, уголовно-процессуального, административного законодательства в период пандемии коронавируса.