Верховный суд: мажоритарный участник может быть исключен из ООО
19.11.2019Законодательство предусматривает возможность исключения в судебном порядке участника ООО из общества по требованию иных участников, если он грубо нарушает свои обязанности либо своими действиями (бездействием) делает невозможной деятельность общества или существенно ее затрудняет.
Президиумом ВАС РФ ранее была высказана позиция, что исключение участника ООО, обладающего долей в размере более 50% уставного капитала, возможно только в том случае, если участники ООО по уставу не имеют права свободного выхода из общества.
Вместе с тем, как показывает практика, наличие в уставе ООО положения о праве участника на выход само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении требований об исключении мажоритарного участника из общества.
Так, участник ООО, владеющий 49% его уставного капитала, потребовал исключения второго участника, владеющего 51% и являющегося директором общества. Требования были обоснованы тем, что мажоритарный участник не исполняет судебные решения, направленные на восстановление корпоративных прав истца, уклоняется от выполнения возложенных на участника обязанностей, противодействует функционированию органов управления общества, совершает убыточные для ООО сделки.
В свою очередь мажоритарный участник, как следует из решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, использовал аргумент, что размер его участия превышает 50%, а устав общества предусматривает право на выход. Однако суды не признали его обоснованным, подчеркнув, что указанные рекомендации Президиума ВАС РФ не могут толковаться как невозможность реализации положения закона по исключению мажоритарного участника вне зависимости от степени допущенных им нарушений и негативного влияния на деятельность общества. В итоге мажоритарный участник с учетом конкретных обстоятельств спора из общества был исключен (Определение Верховного Суда РФ от 30 сентября 2019 г. № 304-ЭС19-13210).
В передаче его жалобы на рассмотрение в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ было отказано.