У госжилнадзора есть право выносить предписания о ничтожности протоколов общего собрания собственников (мнение суда)

26.05.2022 Выкл. Автор chelpravo

   УК получила от органов жилищного надзора предписание, предметом которого были вопросы распоряжения общедомовым имуществом (установка сотовых вышек на крыше дома). В частности, орган ГЖН указал, что решение ОСС данного МКД об использовании общего имущества ничтожно, потому что принято при наличии 52,5% голосов от общего числа голосов собственников помещений в доме вместо необходимых 66,7% (в суде решение ОСС не оспаривалось).

   УК пыталась оспорить предписание в арбитражном суде, но тщетно: все инстанции согласились с надзорным органом, а СКЭС ВС РФ отказала в пересмотре дела, «поскольку решение о предоставлении третьему лицу права на установку и эксплуатацию оборудования, обеспечивающего прием и передачу сигналов связи, принято в отсутствие необходимого количества голосов» (Определение Верховного Суда РФ от 21 февраля 2022 г. № 304-ЭС21-29618).

    УК сочла, что предписание, касающееся ОСС, чиновники ГЖН вообще выносить не вправе, ведь ч. 6 ст. 46 Жилищного кодекса предполагает, что обжаловать решение ОСС можно лишь в суде, а следовательно, орган жилнадзора вмешивается в компетенцию суда.

    Поэтому УК обратилась также в суд общей юрисдикции с административным иском, в котором просила признать недействующим Положение о региональном органе ГЖН в части, позволяющей органу выносить предписания, в которых оспаривается законность протоколов ОСС МКД, поскольку в соответствии с ч. 6 ст. 46 ЖК РФ, подп. 1 п. 1 ст. 8 и ст. 181.1 Гражданского кодекса органу регионального госжилнадзора не предоставлены полномочия по вынесению такого рода предписаний.

   Однако региональный суд и Второй АСОЮ отказали УК в иске:

  • оспариваемое правовое регулирование принято в пределах полномочий Правительства региона, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку его принятия и введению его в действие;
  • Закон о госконтроле предусматривает, что в случае выявления при проведении КНМ нарушений обязательных требований контрольный (надзорный) орган в пределах своих полномочий обязан выдать после оформления акта КНМ контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений;
  • да и согласно п. 45 Общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора), утв. постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2021 г. № 1670, в случае выявления по результатам проведения КНМ нарушения обязательных требований органом государственного жилнадзора после оформления акта выдается предписание об устранении таких нарушений;
  • следовательно, оспариваемое правовое регулирование не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Отметим, что ссылка суда на Постановление № 1670 вызывает некоторое смущение – очевидно, что спорное предписание было вынесено в рамках лицензионного контроля за деятельностью УК, а не жилищного надзора. С другой стороны, и Положение о лицензионном контроле за УК МКД № 1110, безусловно, предусматривает выдачу предписаний в случае выявления нарушений (Апелляционное определение Второго АСОЮ от 02 февраля 2022 г. по делу № 66а-112/2022).

Социальные сети: Вконтакте Facebook Instagram